Инжиниринговая компания ФОРНАКС

Техническая поддержка промышленного производства

Адрес: г.Москва, улица Кусковская 20 А, склад А419, этаж 4
Время работы: пн-пт 08:00–17:00
Каталог
Главная Статьи Государственная обязательная маркировка товаров

Государственная обязательная маркировка товаров

Открыть каталог

Дата: 21.10.2020

Введение обязательной маркировки товаров на территории Российской Федерации началось с 1 февраля 2017 года с проведения эксперимента по маркировке лекарственных средств. А в декабре 2017 года государством принято решение о создании Единой системы маркировки и фиксации перемещения товаров.

 

Перечень товаров и сроки начала маркировки:

  • С 1 июня 2018 года проводился эксперимент по маркировке обуви
  • С 1 марта 2019 года проводился эксперимент по маркировке табака

За 2020 год:

  • с 31 мая – обязательная маркировка велосипедов;
  • с 1 июля – обувь;
  • с 1 октября – парфюмерия и косметические средства, фототовары (аппараты, оптика и т.д.); продукцию, поступившую в оборот до 1 октября 2020 года, можно будет продавать до конца сентября 2021 года. То есть склады и магазины ещё способны успеть распродать остатки. А вот все новые товары, которые выпустили на заводах и ввели в оборот, с осени 2020 года уже обязательно должны быть снабжены кодами и занесены в систему.
  • с 1 ноября – автомобильные шины (за исключением некоторых видов по кодам ТН ВЭД). Продукцию, поступившую в оборот до 1 ноября 2020 года, нужно успеть внести в систему и снабдить кодами Датаматрикс до начала марта 2021 года.

 За 2021 год:

  • С 1 января – одежда, текстиль для дома (список товаров, подлежащих обязательной маркировке по кодам ТН ВЭД);
  • С конца января – обязательная маркировка сливок и молочных продуктов, хранящиеся от 28 суток с момента производства;
  • С начала июля 2021 года - сыворотка, масло из натуральных сливок, сыры и творог, напитки с молочным жиром, хранящиеся до 28 дней.
  • С начала октября 2021 года - йогурты, кефир, пахта, ферментированные продукты.

Введение регистрации молочной продукции для крестьянских хозяйств перенесена на начало октября 2022 года.

Эксперименты в 2020 будут проводиться по:

Упакованной воде - с 1.04.2020 до 1.03.2021.

Креслам-коляскам – с начала сентября 2019 года и должен завершиться 1 июня 2021 года. Он касается кресел-колясок с ручным приводом и электрических моделей.

 

Порядок работы обязательной маркировки

Каждая единица товара подлежит регистрации и учету – получает уникальный (в единственном экземпляре) учетный код. Импортер или производитель обязан получить такой код и нанести его на товар. Далее, при продаже товаров, покупателю передается УПД по системе электронного документооборота (ЭДО). При продаже конечному потребителю товар указывается как выбывший из товарооборота и его код уничтожается.

Таким образом, покупатель на полке в магазине может узнать о товаре все: откуда товар, подтверждение о качестве товара (что это не контрафакт). Для бизнеса такая система позволяет получить конкурентное преимущество перед недобросовестными компаниями, наводнившими рынок «двойниками» или подделками оригинальных брендов. На уровне государства - точные цифры товарооборота и потребления по товарным группам и по регионам страны, учет и прогнозирование налоговых сборов.

Для обеспечения работы всей системы маркировки Правительством Российской Федерации создан Оператор информационной системы – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Постановление от 03.04.2019 № 620-р.

 

Для чего нужен код обязательной маркировки

ЦРПТ при запросе производителя (или импортера) генерирует и выдает коды для каждой единицы заявленного товара. Для кодирования используется формат Data Matrix. Т.к. код генерируется индивидуально под каждый товар при запросе, то подделать его нельзя. Повторное использование также исключено – алгоритм системы маркировки предусматривает, что при продаже конечному потребителю или списании, регистрируется выбытие товара из оборота и код уничтожается в базе данных ЦРПТ. Предусмотрен порядок действий при возврате товара потребителем.

При продаже маркированного товара конечному потребителю, его код вносится ККТ в чек, а также передаются данные о продаже в ОФД, а оттуда попадают в ЦРПТ. Все происходит автоматически, что является еще одной ступенью защиты от контрафакта.

Таким образом, после генерации кода, вся информация о производителе, импортере, перемещениях, конечной продаже попадают в информационную систему маркировки.

 

Как выглядит код обязательной маркировки Честный Знак

При маркировке товаров используется код формата Датаматрикс. DataMatrix — это двумерный матричный штрихкод, представляющий собой чёрно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости, обычно в форме квадрата, размещённые в прямоугольной или квадратной группе. Такой код не является QR кодом!

 

Генерация кодов для маркировки товаров в 2020 году платная: по 50 копеек без учета НДС за каждый идентификатор. Срок действия кодов не ограничен.

 

Маркировка состоит из следующих элементов:

Код идентификации, который определяет позицию товара в международной системе и едином цифровом каталоге товаров, а также код проверки, который генерируется оператором.

 

Есть ли штрафы за невыполнение требований обязательной маркировки

Подключение к Единой информационной системе необходимо провести для всех компаний, участвующих в производстве, дистрибуции или продаже конечному потребителю товаров, которые уже подлежат обязательной маркировке. Все немаркированные товары после срока старта работы в системе считаются незаконными и не подлежат ни перевозке (логистике), ни продаже.

Штрафы за нарушение правил маркировки и их размер отражён в статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях.

 

При отсутствии маркировки на товарах:

  • от 2 до 4 тысяч руб. для физлиц;
  • от 5 до 10 тысяч руб. для директора, бухгалтера и других должностных лиц;
  • от 50 до 300 тысяч руб. для компаний или ИП.

Если маркировка неверная или нет всей требуемой по закону информации:

  • от 5 до 10 тысяч руб. для индивидуальных предпринимателей;
  • от 50 до 100 тысяч руб. для юридических лиц.

Во всех случаях продукцию конфискуют. Если нарушения в особо крупных размерах, может наступить уголовная ответственность.

 

Как внедрить маркировку для моего типа бизнеса?

Мы собрали пошаговые алгоритмы подключения вашего бизнеса к системе обязательной маркировки.

Розничная торговля

  • регистрация в Честном Знаке (создается кабинет в системе на ООО или ИП, указываются все розничные точки);
  • подключение к ЭДО (для получения УПД по товарам с указанием их Data Matrix кодов);
  • получение ЭЦП (если не было);
  • интеграция с системой учета товарооборота (1С и другие, автоматизируется подгрузка информации для формирования документов поступления товаров);
  • обновление кассы – обновление ПО кассового терминала (если возможно), где реализована надстройка для регистрации выбытия товара из оборота и передача данных по коду в ОФД, в остальные инстанции информация с кодами отправляется автоматически;
  • подключение сканера 2D кода - аппарат необходим для считывания Датаматрикс кода при приёмке и продаже товара;
  • маркировка остатков товара (заказ кодов в ЦРПТ, проведение кодов в системе товарооборота, распечатка кодов, нанесение на остатки).

 

Производитель или импортер

  • регистрация в Честном Знаке (создается кабинет в системе на ООО или ИП, указываются все розничные точки);
  • регистрация в GS1 и запрос GTIN - создаётся личный кабинет производителя продукции и каждому произведённому товару присваивается индивидуальный код (GTIN).
  • подключение к ЭДО (для отправки УПД по товарам с указанием их Data Matrix кодов покупателю);
  • интеграция СУЗ и ЭДО с 1С - станция управления заказами соединяется с 1С или другой товароучетной системой, для заказа кодов маркировки, выведения их на печать. ЭДО обеспечивает проводить отгрузки товаров на основании заказа в 1С, а УПД с указанием кодов автоматически выгружаются в ЭДО.
  • подключение принтера или маркировочных модулей для нанесения кодов, аппарат со специальными тех.характеристиками печатает Data Matrix коды на самоклеющейся ленте/этикетках или сразу на упаковке. Выбор оборудования для маркировки основывается на специфике производимого или импортируемого товара.
  • подключение 2D сканера или терминала сбора данных – аппараты предназначены для считывания Data Matrix кодов при складировании/отгрузке товаров. Сканнеры 2D позволяют работать с единицей товара, в то время как ТСД работает на больших площадях подключается через WiFi или 3G, создан для отгрузки и приемки больших партий товаров.
  • маркировка остатков товара - производители и импортёры должны промаркировать все остатки товаров, входящих в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке.

 

Дистрибьюторы (оптовые продажи)

  • регистрация в Честном Знаке - Создаётся личный кабинет на юридическое лицо, добавляются все филиалы и точки отгрузки. Через личный кабинет генерируются 2D коды для произведённого товара.
  • настройка ЭДО - Подключается Электронный Документооборот, через который вы передаёте УПД с Data Matrix кодами клиенту. Движение товара от производителя до потребителя осуществляется через ЭДО с указанием кода в УПД.
  • подключение 2D сканера или терминала сбора данных – аппараты предназначены для считывания Data Matrix кодов при складировании/отгрузке товаров. Сканнеры 2D позволяют работать с единицей товара, в то время как ТСД работает на больших площадях подключается через WiFi или 3G, создан для отгрузки и приемки больших партий товаров.

Приемка товаров аналогичная приемке в рознице: при поставке товара дистрибьютор получает УПД с кодами по ЭДО. Проводит сканирование всех кодов полученного товара для сверки с УПД, при расхождении – оформляется возврат.

При продаже оптовик передает данные об отгрузке, товарах, кодах в Честный знак, а также отправляет УПД покупателю по ЭДО с кодами.

 

Осознавая глобальность и неотвратимость вводимых изменений в учет товаров и их оборот на территории Российской Федерации, Инжиниринговая Компания «ФОРНАКС» разрабатывает комплексные решения для подключения к системе Честный Знак и обеспечение маркировки продукции для производителей, дистрибуции и розницы «под ключ».

Для того, чтобы заказать комплексное решение по внедрению обязательной маркировки на вашем предприятии или компании, отправьте запрос нашим специалистам по почте: sales@4nax.ru или по телефону: +7(495)989-66-30