Дата: 09.12.2022
(0, среднее из 5)
Среди множества деликатесов одним из самых популярных издавна остаётся копчёная рыба. Она не только вкусна, но и полезна, поэтому часто появляется на наших столах — так же, как покупатели возле витрин с копчёной рыбой. Последний факт нередко используют рыболовы: многие из них начинают коптить выловленную рыбу и превращают своё хобби в дополнительный источник дохода.
К делу можно подойти серьёзнее и рассмотреть производство копчёной рыбы как бизнес. Стабильно высокий спрос на готовую продукцию и высокая маржинальность могут сделать этот бизнес весьма прибыльным — при условии, что он организован грамотно. В этом обзоре — полезные рекомендации по созданию бизнеса по копчению рыбы.
Применительно к рыбе и бизнесу по её копчению в каждом регионе нашей страны есть два основных варианта:
Изучите ассортимент конкурентов, пообщайтесь с руководством местных заведений общественного питания, проведите опрос в соцсети. Эти действия не будут стоить вам не рубля, но позволят представить структуру спроса на копчёную рыбу, существующего в вашем регионе.
В большинстве населённых пунктов нашей страны таких каналов немало, но далеко не все они равнозначны. У неопытного предпринимателя, создающего малый бизнес по копчению рыбы, может возникнуть интерес к крупным супер- и гипермаркетам, сетевым продуктовым магазинам. Это — не лучший вариант: такие торговые предприятия нередко делают большие наценки на копчёную рыбу, чем замедляют её реализацию, а нераспроданные партии с истёкшими сроками годности возвращают поставщикам.
Небольшой продуктовый магазин, открытый местной компанией или предпринимателем — более привлекательный вариант. Здесь проще будет получить выгодные ценовые условия, обсудить возвраты и другие вопросы — словом, договориться по важным моментам.
Пожалуй, лучший вариант — открытие своего магазина, пусть и небольшого. Он может дать начинающему предпринимателю максимальный доход, но лишь при грамотном расчёте всех расходов и учёте рисков.
Есть промежуточный вариант, который не стоит сбрасывать со счетов — небольшой павильон, который можно установить, например, на рынке. Он позволит вам с минимальными затратами приблизиться к потенциальным потребителям и, что самое главное, сформировать в их глазах репутацию производителя качественной и вкусной копчёной рыбы.
Выбор целевой аудитории является ключевым моментом в развитии бизнеса по копчению рыбы.
Одним из наиболее очевидных рынков сбыта являются розничные покупатели, которые могут приобретать продукцию в магазинах, рынках или через интернет-магазины. Также можно обратить внимание на ресторанный и гостиничный бизнес, который может стать крупным потребителем продукции.
Другой вариант - поставки на оптовый рынок, где рыба может быть продана далее в других регионах или даже странах. Помимо этого, можно рассмотреть возможность продажи рыбы для копчения непосредственно производителям других рыбоперерабатывающих предприятий, которые могут использовать ее в своем производстве.
Этот обзор посвящён «белому» бизнесу, действующему строго на законных основаниях — а значит, перед началом коммерческого копчения рыбы необходимо выбрать организационно-правовую форму и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Популярная в наши дни самозанятость, вероятнее всего, не подойдёт — самозанятые граждане не могут официально нанимать на работу сотрудников, а необходимость в этом наверняка возникнет.
Общество с ограниченной ответственностью также имеет свои недостатки — для его создания необходим уставный капитал, процедура регистрации ООО имеет определённые сложности. Оптимальный вариант — индивидуальный предприниматель. Эта организационно-правовая форма позволит нанимать сотрудников, упростит отчётность, позволит оптимизировать налогообложение.
Это — один из самых ответственных этапов организации бизнеса по копчению рыбы и мяса. Существует ряд государственных стандартов с требованиями к помещениям для такой деятельности, и все они должны соблюдаться:
Опыт показывает, что у большинства начинающих предпринимателей, желающих построить бизнес на рыбе горячего и холодного копчения, нет подходящих помещений в собственности. Решение вопроса известно давно — аренда. Приложив усилия, можно найти помещение, соответствующее всем перечисленным требованиям и при этом со сравнительно невысокой арендной платой — например, бездействующую столовую завода, расположенную на удалении от жилых домов.
В перечень оборудования, минимально необходимого для коммерческого копчения рыбы, входят:
Центральное место в перечне оборудования, необходимого для малого бизнеса по копчению рыбы занимает термокамера, она же — коптильня. Если вспомогательное оборудование, перечисленное выше, можно закупить бывшим в употреблении, то на термокамере экономить не стоит. Некоторые изготавливают коптильни самостоятельно, но для этого нужны навыки — штамповки, сварки и другие, а также изрядное количество времени и сил.
Проще и правильнее приобрести готовое специализированное оборудование — например, современную термическую камеру RIBON, позволяющую организовать бизнес по горячему копчению рыбы. Её предпродажную подготовку, комплектацию запчастями, адаптацию её программного обеспечения профессионально выполнят специалисты инжиниринговой компании «ФОРНАКС».
В термокамере RIBON — 99 программ (рецептов) и 99 шагов для копчения рыбы. Их легко использовать — в камере реализована интуитивно понятная система управления, предусмотрена сенсорная панель, устойчивая к агрессивным средам. Программы отличаются гибкостью — их параметры можно менять «на лету», непосредственно во время копчения рыбы.
Возможно оповещение при достижении продуктом требуемых значений температуры и влажности. Реализовано автоматическое отключение термокамеры — при достижении продуктом минимальной влажности, превышении температуры керна, истечении заданного времени копчения.
В камере RIBON автоматизированы все процессы, протекающие при горячем копчении:
Термокамера RIBON полностью исключает использование ручного труда. С ней вам не придётся следить за наполненностью камеры дымом, контролировать цвет и степень готовности копчёной рыбы.
Камера универсальна, она допускает использование в качестве источника энергии как электричества, так и газа, позволяет применять древесную щепу размером от 10 до 16 мм. В ней реализована система самодиагностики, поддерживающая бесперебойную работу камеры. Рама, полностью изготовленная из нержавеющей стали, компоненты пневмо- и электросистем, выпущенные известными мировыми производителями, делают термокамеру RIBON надёжной и долговечной. Согласитесь, это — важные достоинства оборудования для копчения рыбы для бизнеса!
Опыт показывает, что большую часть работы в бизнесе по копчению рыбы выполняет его основатель. Это логично — собственнику бизнеса важно погрузиться в технологические процессы, понять предпочтения потребителей и приспособиться к ним, организовать закупки, сбыт, обслуживание оборудования и многое другое.
Самостоятельный труд владельца бизнеса даёт экономию на персонале, но ограничиться только им в большинстве случаев не удаётся. Будьте готовы к тому, что вам понадобятся сотрудники — для доставки сырья и готового продукта, погрузочно-разгрузочных работ, бухгалтерского учёта, проведения рекламных кампаний, решения других задач, зависящих от масштаба бизнеса.
На этом этапе понадобится организовать поставки рыбы и материала для работы термокамеры для копчения. Если вы решили остановиться на сырье из местных водоёмов, рекомендуем заключить соглашение с расположенным неподалёку рыбным хозяйством.
Вы сможете закупать качественное сырьё по доступным ценам, а близость хозяйства к месту копчения рыбы позволит сэкономить на логистике. Если вы решили предложить покупателям широкий ассортимент, обратите внимание на перечень видов рыбы, наилучшим образом подходящих для копчения. В него входят:
Не менее ответственно нужно подойти к закупкам материала для работы коптильни — древесины, щепы и стружки. У начинающего предпринимателя может возникнуть соблазн сэкономить на этом пункте и использовать для копчения жидкий дым.
Спешим предупредить: современные потребители легко распознают такую подмену и быстро отказываются от рыбы, обработанной с применением небезопасного жидкого дыма. Потери от ухода покупателей наверняка окажутся гораздо больше экономии, полученной за счёт отказа от натуральных древесных материалов.
Коммерческое копчение рыбы — деятельность, от которой напрямую зависит безопасность неопределённого круга потребителей. Именно поэтому её строго контролируют компетентные органы — санэпидстанции, ветеринарные службы, Ростехнадзор, Росприроднадзор, МЧС. Будьте готовы к тому, что на каждый вид выпускаемой продукции понадобится оформить сертификат. Впоследствии, на этапе повседневной деятельности коптильни, нужно быть готовым к ежемесячным проверкам, проводимым санэпидстанцией.
Начав торговлю копчёной рыбой, не пренебрегайте мероприятиями по продвижению созданного бизнеса. Традиционные офлайновые инструменты продвижения — реклама в печатных СМИ, на телевидении и другие — по-прежнему работают, но с каждым годом их всё активнее вытесняет продвижение в интернете. Создайте для своего бизнеса страницы в соцсетях, регулярно размещайте в них полезный контент, привлекайте к продвижению в интернете сторонних специалистов, и эффект не заставит себя ждать — выручка и прибыль неизбежно начнут расти.
Маркетинговая стратегия является важной составляющей успешного бизнеса. Для продвижения продукции, необходимо использовать разнообразные каналы маркетинга, такие как социальные сети, рекламные баннеры, email-рассылки и др.
Необходимо также уделить внимание созданию узнаваемого бренда и логотипа. Это позволит увеличить узнаваемость и доверие к продукту, что в свою очередь повысит продажи.
Также следует учитывать мнение и отзывы потребителей. Необходимо постоянно отслеживать отзывы о продукте и реагировать на них, устраняя проблемы и улучшая качество продукции.
Другой важный аспект маркетинговой стратегии - установление правильной ценовой политики. Цена должна быть умеренной и соответствовать качеству продукции.
И наконец, необходимо постоянно развивать и улучшать продукт, следя за новыми тенденциями и потребностями рынка.
Ответ на этот вопрос всегда индивидуален, он зависит от масштаба и других особенностей бизнеса, который вы создаёте. Ориентиром может служить значение наценки на готовую продукцию: она варьируется от 50 до 100% от стоимости сырья. С учётом расходов на аренду помещения, покупку оборудования, заработную плату, рекламу, закупку материалов для коптильни и логистику это позволяет предпринимателям окупать первоначальные вложения приблизительно через год после запуска бизнеса.